В 1825 году вышла в свет первая глава «Евгения Онегина», в которой автор ведет своего героя по Петербургу. Мы видим город глазами Пушкина, таким, каким он видел его сразу после окончания лицея. Что же с тех пор изменилось? Надеемся, что хоть что-то уцелело с тех пор.
Летний сад
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Евгения Онегина в Летний сад водил гувернер, и в этом Онегину повезло, потому что в Летний сад простой народ мог зайти только по выходным, а с середины XVIII столетия сад стал исключительно аристократическим. Ассамблеи, приемы и повсюду французская речь. Что же сохранилось до нашего времени в этом саду? Это восемь петровских фонтанов, вместо 50, павильон «Голубятня» и старые деревья. Отыщите дуб, которому 250 лет, вот он-то наверняка видел Александра Сергеевича.
«Демутов трактир»
По набережной Мойки обратите внимание на дом № 40, в котором во времена Пушкина располагалась известная гостиница «Демутов трактир». Здесь жили многие примечательные люди. Один из них, Петр Чаадаев, к нему не раз захаживал Александр Сергеевич. Считается, что номер Чаадаева послужил примером Пушкину при описании кабинета Онегина.
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале…
Теперь здесь элитный жилой дом.
Ресторан Talon
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Знаменитый ресторан располагался в доме 15 на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы. Во времена Пушкина это было пафосное, модное и дорогое место. Здесь столовалась в основном «золотая» молодежь. Ресторан закрылся в 1825 г., потом там жили купцы Елисеевы, а в советское время находился кинотеатр «Баррикада». Сейчас же – отель «Талион».
На этом наша прогулка не заканчивается. В Петербурге еще много мест, куда заглядывал Александр Сергеевич Пушкин. Встречаемся на Невском проспекте!