Третий выпуск онлайн-проекта «Великие умы педагогики» посвящен классику советской педагогики Антону Семёновичу Макаренко (1888–1939).
Благодаря выдающимся достижениям в перевоспитании молодежи, подготовке её к дальнейшей социализации педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко включен в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики. А по версии ЮНЕСКО (1988) отнесен к четырем великим педагогам (вместе с Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.
Макаренко был очень интересным и разносторонним человеком. С малых лет он плотно интересуется своим образованием. В 17 лет берет классное руководство в Крюковском железнодорожном училище, параллельно учится в институте. Много читает, выписывает книги и журналы из Петербурга. Интересуется историей, философией, социологией, астрономией, естествознанием и художественной критикой. К институту семьи и брака относится критично. Считает, что «семья портит детей», но в тоже время у каждого ребенка должна быть полноценная семья. По окончании института молодого Макаренко назначают на должность инспектора родного Крюковского училища. В этот период в стране грядут большие перемены. Власть меняется каждые 2 месяца, сначала большевики, потом немцы, петлюровцы, антоновцы, григорьевцы. Продуктов нет, ничего нельзя купить. Но можно обменять пальто на муку и сало.
В 1919 году большевики начали жестоко расправляться с «классовыми врагами». Арестовывали ночью, без суда, на грузовиках увозили на пустошь и расстреливали. Макаренко боится, что его поймают, не ночует дома. Прячется в саду при училище. К 1920 году, после Первой мировой войны и двух революций на улицах города оказываются свыше 7 миллионов беспризорников. Они грабят, убивают всех, кто попадется на их пути. Выживают как могут. В этот период появляется система для воспитания «морально дефективных детей». Макаренко считает, что нет дефективных детей, есть дефективное или грубое отношение к ним.
Организовано 16 отрядов, во главе каждого – командир. Совет командиров – высший хозяйственный орган в колонии. Каждая колония организована как отдельное открытое учреждение. Все, кому не нравится, могут спокойно уйти, потом вернуться. Начальником одной из колоний становится 37-летний Антон Семёнович. Первые 6 нарушителей колонии были крепкими, дерзкими, взрослыми, сильными парнями. Они ничего не хотели делать, ни учиться, ни помогать, игнорировали все просьбы молодого педагога. Макаренко напротив, был к ним ласков, доброжелателен. Он долго ждал, когда беспризорники перевоспитаются, но в один из дней Макаренко разозлился, отвесил несколько оплеух одному из малолетних преступников, тот махнул рукой корешам, и они пошли чистить двор от снега. Здесь же Макаренко заводит свое хозяйство: 7 лошадей, 4 коровы, 300 овец, 80 свиней. Всем заведуют сами колонисты.
Гениальность и новаторство педагогики Антона Семёновича заключалась в простоте. Он разработал слаженную систему коммунистического воспитания подрастающего поколения – требование и уважение, открытость и искренность, внимание и забота, наказание и награда, закалка, труд, семья, коллектив. Он учил их жить по-новому, по-другому, не вспоминая о своем прошлом. Главным его инструментом был совместный, созидательный труд, ни оставляющий времени ни на что другое. Макаренко смог создать внутри колонии свою демократию, не подвластную никому.
Спустя некоторое время, благодаря трудовой организации, Макаренко добивается крепкой дисциплины. Каждый год трудовые колонии начали выпускать в новую жизнь более 40 юношей. Часть из них шли на производство, часть в армию. Самые способные – в рабфаки. Рабфаковцы – гордость Макаренко. После этого многие беспризорники хотели попасть в колонию именно к Антону Семёновичу. «К нам приводят запущенного парня. Я делаю из него человека. Я поднимаю в нем веру в себя. Говорю ему о человеческой и рабочей чести. Но оказывается, всё это ересь – нужно воспитывать классовое самосознание, то есть научить трепать языком по тексту учебника политграмотности», – говорит Антон Семёнович о своей работе в колонии.
В конце 1920-х годов педагогическую концепцию Макаренко запретили. Но он всё еще возглавлял учреждение, где перевоспитывали малолетних преступников. Руководство страны пыталось построить свою партию по воспитанию беспризорных, но у них не особо получалось, что злило Макаренко. Его система уже полюбилась многим, да и получалось у него лучше.
В 1928 года Макаренко переводят на должность начальника в трудовую коммуну им. Дзержинского, под руководством НКВД. В 1932-м снимают с этой должности и назначают заместителем педагогической части. Здесь у него случается первый сердечный приступ, и он выпускает свою первую книгу «Марш 30 года». Руководство НКВД предлагает перевести колонистов в рабочий отряд по изготовлению фотоаппаратов, но Макаренко против, «мы здесь не фотоаппараты делаем, а людей», – возразил он. В 1935 году Макаренко переводят в главное управление НКВД Украины. Он ведет контроль над 19-ю преступниками. В 1936 году на него поступил первый донос по обвинению в контрреволюции. В 1937 Макаренко становится членом Союза писателей и переезжает в Москву.
1 апреля 1939 года по дороге из подмосковного Голицыно в Москву Макаренко становится плохо. Он прилег на лавку и умер, так и не успев обзавестись собственными детьми.
В отделе хранения основного фонда Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина предоставлены труды Макаренко. Приходите, знакомьтесь!