Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия

«Российский феатр, или Полное собрание всех Российских феатральных сочинений»: 235 лет со времени издания журнала

С 1786–1794 год в Санкт-Петербурге при Императорской Академии наук выходил журнал «Российский феатр, или Полное собрание всех Российских феатральных сочинений». Инициатором издания стала княгиня Е. Р. Дашкова, президент Академии наук и председатель Российской Академии.

В журнале предполагалось собрать все напечатанные, а также еще не опубликованные театральные пьесы, как оригинальные, так и переводные, и тем самым сохранить их для потомства. Другая цель «Российского феатра» – сделать более удобным выбор пьес для театральных представлений. Но одна из основных причин выхода этого журнала была связана со стремлением Екатерины II популяризировать свои собственные пьесы, и особенно антимасонские комедии 1785–1786 годов.

«Российский феатр», строго говоря, нельзя назвать журналом. Это была серия изданий драматических произведений разных жанров. Всего вышло 43 отдельных выпусков, редактором которых стал коллежский советник В. А. Ушаков. Тираж журнала колебался от 612 до 630 экземпляров. Всего в нём было напечатано 175 пьес, 150 из них принадлежали драматургам того времени – А. Сумарокову, М. Ломоносову, В. Тредиаковскому, М. Хераскову, В. Майкову, Н. Николаеву и другим. В нём впервые увидели свет: «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей», «Филомела» И. Крылова, драмы «Славяне» И. Богдановича и «Геройство любви» А. Шаховского, «Начальное управление Олега» Екатерины II. Пьесы, проникнутые свободолюбивыми настроениями, например, «Сорена и Замир» Н. Николаева.

Роковую роль в судьбе «Российского феатра» сыграла трагедия Я. Княжнина «Вадим Новгородский». Сюжет пьесы основан на записи Никоновской летописи о недовольстве новгородцев правлением первого варяжского князя Рюрика и об убийстве им некоего Вадима Храброго. Трагедия его была полемически обращена против пьесы самой императрицы на аналогичный сюжет. Екатерина II изображала Вадима честолюбцем, жаждущим власти, восхваляла Рюрика как идеального монарха. У Я. Княжнина Вадим – истинный патриот, отстаивающий вольности родного города, противник самодержавной власти как таковой. Борьбу Рюрика и Вадима драматург показал как столкновение двух политических идеологий – монархической и республиканской. Вадим в трагедии Княжнина – первый в нашей литературе образ революционера-республиканца.

«Вадим Новгородский» вышел отдельным изданием и одновременно был напечатан в 39-й части «Российского феатра» в 1793 году, через два года после смерти автора. Эта пьеса вызвала у Екатерины II такое же возмущение, как и «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. По решению сената было постановлено трагедию Я. Княжнина «сжечь в здешнем столичном граде публично». Таким образом, отдельное издание «Вадима Новгородского» было уничтожено. Лишь в 1871 году «Вадим

Новгородский» с некоторыми пропусками был напечатан в «Русской старине». Полностью трагедия увидела свет только в 1914 году.

Листы с пьесой были вырваны и из «Российского феатра» полицейскими чиновниками, при этом пострадали части двух других пьес. Отношения между Е. Р. Дашковой и Екатерины II резко ухудшились, а «Российский феатр, или Полное собрание всех Российских Феатральных сочинений» вскоре был закрыт.

Познакомиться с изданием можно в фондах Национальной электронной библиотеке по ссылке https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_INFOCOMM7_1000076606/.