Одним из наиболее распространенных неземледельческих занятий, имевших важное экономическое значение в жизни крестьянства, были промыслы, связанные с развитием судоходства по рекам Мордовии: Мокше, Суре, Ваду. Благодаря торгово-хозяйственному значению рек среди населения Мордовии широкое распространение имел судовой промысел. Это промысел по строительству деревянных речных судов.
Сохранившиеся свидетельства говорят о том, что ежегодно по Волге проплывало множество различных судов: струги и расшивы, гусляны и коломенки, мокшаны и суряки. Уже сами названия судов свидетельствовали о связи с теми местами, где они изготовлялись и были распространены, а также о некоторых их конструктивных особенностях.
По Мокше, Суре, Ваду было несколько центров судостроения, обычно совпадающих с пристанями: Рыбкинской, Темниковской, Пурдышевской по Мокше, Парамзинской, Большеберезниковской по Суре.
Строили здесь разнообразные суда: от крупных, способных плавать по Волге, Оке и другим рекам, до мелких, используемых для перевозок грузов местного назначения, а также для рыболовства и перевозки людей.
Судовым промыслом постоянно занимались крестьяне с. Пурдошки Темниковского уезда. Наиболее ранние упоминания о пурдошанском промысле относятся к середине XVII века. Среди проданных в 1652 году местным монастырем товаров был «монастырский старый струг» (старинное деревянное речное судно). Пурдошанские мастера изготавливали суда различных размеров. Наиболее распространенным, местным, типом было судно средних размеров, называвшееся пурдошанка. Его размеры были следующие: в длину 13 «саженей трехаршинных» (28,08 м), в ширину «в яле» 7 аршинов (5,04 м). «Вышина стенам» стругов обычно составляла «аршин с четвертью» (1,08 м2).
В Пурдошках сооружались различные типы судов: барки, мокшаны. Барки представляли собой продолговатые суда длиной 28–30 саженей и шириной 5 саженей. Мокшаны имели несколько большие размеры: от 30 до 32,5 сажени в длину и 18,5 аршина в ширину. В них загружалось до 45 тыс. пудов хлеба или 45 тыс. ведер спирта.
Пурдошанские мастера умели делать и «прорезные струги», на которых, по данным кадомских таможенных книг, вывозилась живая рыба. Размеры таких судов были различными. Средняя грузоподъемность была в пределах 1000 пудов.
Несмотря на довольно примитивную конструкцию и сравнительно недолгий срок службы, пурдошанки, как и мокшаны, нередко украшались резьбой и росписью, особенно корма и нос. Некоторые суда представляли собой произведения народного искусства. По этому поводу С. С. Голоушев (Глаголь) писал, что в конце XIX века «на Волге еще можно было видеть караваны разноцветных судов, расшив с украшенными дивною резьбою бортами, мокшан, тихвинок и т. п.».
С конца XIX века, с развитием железнодорожной сети, хозяйственное значение рек Мордовии значительно сузилось, однако навыки судостроения пурдошанцев использовались и в ХХ столетии. Здесь строились в большом количестве лодки различной величины для рыболовства, хозяйственных и пассажирских перевозок – как дощатые, так и долбленые.
Такова одна из малоизвестных страниц истории Мордовии. Оказывается, и в нашем, в общем-то сухопутном, крае процветал судовой промысел, были умелые мастера-корабелы, с помощью минимальных средств сооружавшие прочные и надежные суда, вошедшие в историю волжского судоходства.