Николай Герасимович Кузнецов (1904–1974) – выдающийся советский военно-морской начальник и государственный деятель. Его главная заслуга перед Отечеством – сохранение Черноморского флота в начале Великой Отечественной войны.
Адмирал и Герой Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов – человек удивительной судьбы, жизнь которого – высокий образец служения долгу и Отчизне. Его жизненный путь необычен даже для своего времени, столь богатого яркими личностями и поразительными судьбами.
Юношей, в 15 лет Кузнецов начал службу на флоте. Определился однажды осознанно и на всю жизнь. В 26 лет он уже командир корабля, в 33 года – командующий флотом, а в 34 – нарком ВМФ. За 13 лет он прошел путь до вершины флотской службы и еще 14 лет возглавлял советский Военно-морской флот.
В годы Второй мировой и Великой Отечественной войн Н. Г. Кузнецов – народный комиссар ВМФ СССР, одновременно с 1944 г. – главнокомандующий ВМС СССР, член Ставки Верховного Главнокомандования, ГКО и представитель Ставки ВГК на фронтах.
В конце 1930-х, после «мюнхенского сговора», Сталин знал: западные державы пытаются столкнуть Германию и СССР, направить гитлеровскую агрессию на восток, поэтому предполагал, что сообщения о скором нападении Германии, которые стали поступать к нему в начале 1940-х годов, – одна из операций по дезинформации, которые были распространены тогда. С другой стороны, было ясно, что война неизбежна. Поэтому желательно оттянуть её начало, выиграв время для укрепления обороны. В связи с этим он запрещал военным все действия, которые Германия могла бы использовать как повод к нападению.
Несмотря на это, 3 марта 1941 года нарком ВМФ Кузнецов дал указание морским силам открывать огонь по иностранным самолетам, которые всё чаще стали появляться над базами ВМФ. Кузнецов понимал: немцы фотографируют базы. Его задачей было сберечь флот от первого удара. В том, что будет война, он не сомневался.
Для такого решения надо было обладать недюжинной смелостью. Вождь был крут на расправу. Но понимавших, что война неизбежна, было много, смевших противоречить Сталину – единицы. Ситуация была такова, что наркомат обороны предоставил морякам самим готовиться к войне, зная, что Сталин лично занимается строительством «большого флота» и вмешиваться в его дела опасно. При этом Сталин не любил выслушивать бесконечные просьбы наркома о решении флотских проблем. Поэтому флот оказался предоставленным сам себе, а молодой нарком приобрел самостоятельность в принятии решений.
Сталин вызвал Кузнецова, объявил ему выговор и приказал отменить решение. Однако это не помешало адмиралу, рискуя головой, продолжить «провокационные действия» по мобилизации флота.
Его флотоводческий талант всесторонне раскрылся при осуществлении взаимодействия флотов с сухопутными войсками при обороне Таллина, Одессы, Севастополя, Ленинграда, Москвы, Сталинграда и других городов.
После войны при непосредственном участии Кузнецова началось восстановление разрушенного войной и заложен фундамент нового флота на современной научно-технической основе: в области ракетного оружия, атомной энергетики, электроники, начаты испытания ракетной техники для вооружения ВМФ, работы по созданию первых атомных подводных лодок.
Н. Г. Кузнецов пережил две опалы – «сталинскую» (в 1947–1950 гг.) и «хрущевскую» (в 1956 г.). Был реабилитирован и восстановлен в звании Адмирал Флота Советского Союза посмертно в 1988 г.
В 1956 г. «неудобный» адмирал был отправлен в отставку. «От службы во флоте я отстранен, но отстранить меня от службы флоту невозможно» – так сформулировал Н. Г. Кузнецов свое жизненное кредо.
Им написаны 5 книг и свыше 100 статей о Военно-морском флоте СССР, его истории, жизни, людях, в которых был обобщен опыт прошлого для пользы будущего. В его переводах и редакции вышли 3 книги и статьи английских и американских авторов по проблемам флота.
Именем адмирала назван современный боевой корабль – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», Военно-морская академия в Санкт-Петербурге, улицы в Архангельске, Владивостоке, Котласе, теплоход Северного речного пароходства, подводный утес в Тихом океане, Котласский городской штаб школьников «Товарищ», школы в Москве и Таре. В Севастополе и Котласе установлены бронзовые бюсты герою, на зданиях Главного штаба ВМФ в Москве и Владивостоке – памятные мемориальные доски. На родине в д. Медведки Котласского района Архангельской области коренные жители деревни реконструировали дом родителей Н. Г. Кузнецова, где он провел детство. Здесь открылся Дом-музей адмирала.
Подробную информацию о верном сыне нашего Отечества – Н. Г. Кузнецове вы сможете найти в его воспоминаниях (Кузнецов, Н. Г. «Курсом к победе», 2000), документальных книгах («Полководцы Великой Отечественной», 1988; «Флотоводец», 2004) и художественных изданиях («Полководцы», 1995), которые предлагает вам для прочтения отдел абонемента.