Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия

Интернет-проект «Строкою Пушкина воспеты»

Александра Васильевна Алябьева (1812–1891)

Александр Сергеевич всегда замечал и примечал всех красивых и просто хорошеньких женщин и девиц вокруг. Не мог он, конечно, не заметить и дочь помещика Шурочку Алябьеву, которая наряду Н. Н. Гончаровой, будущей женой Пушкина, славилась в Москве как первейшая красавица. Пушкин в послании «К вельможе» писал:

…влиянье красоты

Ты живо чувствуешь.

С восторгом ценишь ты

И блеск Алябьевой, и прелесть Гончаровой.

Вяземский называл Алябьеву «классической красавицей», а Гончарову – «романтической». Языков восхвалял Алябьеву в своих стихах как «чудо красоты», «украшение Москвы», соперницу Геры и Венеры. Юноша Лермонтов отнесся к ней более сдержанно – может быть, был неуспешен в ухаживании:

Вам красота, чтобы блеснуть

Дана;

В глазах душа, чтоб обмануть,

Видна;

Но звал ли вас кто-нибудь:

Она?

В 1832 году Александра вышла замуж за помещика Киреева. В их московском доме собирался весь цвет тогдашнего культурного общества. Видимо, красота хозяйки была на самом деле исключительный, вот что пишет Вяземский в письме Тургеневу: «Когда она в первый раз показалась в собрании, сказывают, поднялась такая возня, что не приведи боже: бегали за нею, толпились, окружали её, смотрели в глаза, лазили на стулья, на окна. Пошли сравнения с Завадовскою, с Пушкиною: только и разговоров, что о ей… Я был у нее. Она в самом деле очень хороша, хотя кажется, несколько и притучнела… Тяжел, кажется, муж её; не дает ей слова выговорить и поминутно перебивает разговор с нею».

Вот что писал поэт о супружеской жизни в русском обществе: «Вообще несчастие жизни семейной есть отличительная черта во нравах русского народа. Шлюсь на русские песни: обыкновенное их содержание – или жалобы красавицы, насильно, или упреки молодого мужа постылой жене. Свадебные песни наши унылы, как вой похоронный. Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? “По страсти, – отвечала старуха, – я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь”. Таковые страсти обыкновенны» (Александр Пушкин «Путешествие из Москвы в Петербург»).