День ли царит, тишина ли ночная,
В снах ли тревожных, в житейской борьбе,
Всюду со мной, мою жизнь наполняя,
Дума всё та же, одна, роковая, –
Всё о тебе!
С нею не страшен мне призрак былого,
Сердце воспрянуло, снова любя…
Вера, мечты, вдохновенное слово,
Всё, что в душе дорогого, святого, –
Всё от тебя!
Будут ли дни мои ясны, унылы,
Скоро ли сгину я, жизнь загубя, –
Знаю одно: что до самой могилы
Помыслы, чувства, и песни, и силы –
Всё для тебя!
Читаешь эти стихи, и сразу в ушах звучит музыка П. И. Чайковского, друга юности Алексея Николаевича. Они подружились еще в училище правоведения, студентами которого были.
Да, Апухтина знают прежде всего как автора романсов. Он был таким же сентиментальным, наивным и нежным, как и его произведения.
Родился в семье, где преклонялись перед литературой. Некоторые его родственники были тесно связаны с Пушкиным, Фетом, Достоевским, Жуковским, Карамзиным. Были Апухтины и в числе предков И. С. Тургенева, с ним Алексей Николаевич общался с десяти лет, а со Львом Николаевичем Толстым познакомился позже. Гений русской литературы представлял молодого писателя многочисленным критикам.
Дружбу с Чайковским Апухтин пронес через всю жизнь. Петр Ильич ввел его в круг знаменитых русских композиторов, перед его творчеством преклонялись Рахманинов, Танеев, Бородин.
При жизни Апухтина немногие знали, что он был и превосходным прозаиком. Повести поэта найдут после его смерти среди бумаг в саквояже. Позже ими будет восхищаться М. Булгаков: «Форма этих произведений так художественна, а сжатость изложения так велика, что эти маленькие повести стоят целых томов сочинений большинства современных романистов».
Имеются в виду «Неоконченная повесть», «Дневник Павлика Дольского» и «Между жизнью и смертью» (фантастический рассказ).
Все эти произведения вы можете прочитать в отделе гуманитарной литературы.