Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия

Историко-краеведческий проект «Мордва глазами зарубежных и российских ученых»: Михаил Тимофеевич Маркелов

В историю отечественной науки Михаил Тимофеевич Маркелов вошел как видный этнограф, фольклорист и музеевед, исследовавший ряд ранее слабо или совсем не изученных проблем в области финно-угроведения.

М. Т. Маркелов, мордвин (эрзя) по национальности, родился 11 февраля 1899 года в селе Синенькие Петровского уезда Саратовской губернии, в крестьянской семье. В 1918 году поступает на историческое отделение историко-филологического факультета Саратовского государственного университета.

Первый труд этнографа был хорошо принят ученой общественностью. Профессор Б. М. Соколов, искренне радовавшийся успехам ученика, подарил ему оттиск своей статьи «Этнографическое изучение Саратовского края», которая была опубликована в этом же сборнике, с примечательной надписью: «Михаилу Тимофеевичу Маркелову – дорогому другу и товарищу в этнографической работе в глубокой уверенности, что из него выйдет знаменитый исследователь своего родного народа – мордвы».

Как ученый Маркелов в те годы проявлял особый интерес к одежде и орнаменту марийцев, подготовил к печати книгу «Одежда мари-черемис». К сожалению, эта работа осталась неопубликованной.

Во второй половине 1920-х годов молодой ученый сосредоточивает свое внимание на изучении родного мордовского народа, его истории, этнографии и фольклора.

В 1928 году в журнале «Этнография» он публикует большую статью «Системы родства у угро-финских народностей». Эта работа явилась первой специальной попыткой сравнительного изучения систем родства финно-угорских народов. В том же году фольклорист публикует в соавторстве с С. П. Толстовым статью «К истории терюханской народной культуры». Они занимались изучением терюшевской мордвы, возглавляя экспедицию музея.

Изучив материальную и духовную культуру терюшевской мордвы, Маркелов и Толстов пришли к выводу, что в ней хорошо заметна «двойственность этнического типа терюхан», сложившаяся из мордовских и русских элементов.

По результатам лингвистического изучения ученые с определенностью констатировали, что «язык этой группы ничем не отличался от эрзянского наречия мордовского языка».

В 1929 году в Москве выходит книга Михаила Тимофеевича на мордовском-эрзя языке «Мокшэрзятнень эрямо пиньгест» («История мордвы»), представлявшая собой популярный очерк истории мордовского народа, предназначенный для широкого круга мордовских читателей.

Много внимания уделял ученый изучению не только мордвы, но и других народов Поволжья – марийцев, удмуртов. В 1929 году он печатает популярную брошюру об удмуртах, в 1930 году руководит экспедицией Центрального музея народоведения, работавшей среди удмуртов. По материалам этой экспедиции Маркеловым опубликованы три статьи. Особый интерес проявлял этнограф к вопросу о пережитках родового строя, сохранявшихся в быту удмуртского народа несколько больше, чем у других восточно-финских народов.

На протяжении всей своей научной деятельности он уделял большое внимание исследованию дохристианских верований и обрядов восточно-финских народов. В 1931 году в Москве издается сборник «Религиозные верования народов СССР», в котором помещены три его статьи, две из них посвящены рассмотрению верований и обрядов марийцев и мордвы, третья – анализу культа умерших в похоронном обряде волго-камских финнов.

После окончания аспирантуры, которую он проходил без отрыва от работы в Центральном музее народоведения, Маркелова приглашают в Московский государственный университет, где на этнологическом факультете, начиная с осени 1929 года, он читает курс этнографии народов Поволжья и ведет параллельный семинар. В 1931–1932 годах он руководит экспедицией Центрального музея народоведения по изучению башкир.

В начале 1930-х годов Михаил Тимофеевич готовил к печати большую работу «Песни мордвы». Рукопись этой книги в конце 1932 года была сдана им в издательство «Академия», однако опубликована не была. С 1934 по 1937 год ученый работал в Томске доцентом Томского государственного университета и директором этнолого-археологического музея при этом университете. В 1936 году вышла в свет статья «Мордовская деревня по данным эрзянского предреволюционного фольклора», оказавшаяся последней прижизненной публикацией. Он пал жертвой необоснованных репрессий в годы культа личности Сталина. Реабилитирован посмертно.

Подробнее: https://natlibraryrm.ru/историко-краеведческий-проект.