Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия

Интернет-проект «Наш Пушкин»: Три линии саранской «пушкинианы»

Всемирность А. С. Пушкина имеет русское национальное основание, поэтому представлена вполне осязаемыми и зримыми чертами. Глубоко постигать Пушкина – значит постигать дух и сущность великой русской культуры, самих себя, Россию, а это было весьма актуально для всех времен и также необходимо сегодня, в XXI веке.

Обратимся к истории саранской «пушкинианы» и наметим условные три линии её бытия.

В Саранске есть Парк культуры и отдыха имени А. С. Пушкина (в обиходе «Пушкинский парк»), имя которому было присвоено в 1899 г. к столетию поэта. Первая линия связана с исторически сложившейся эпопеей в сооружении памятников А. С. Пушкину, как в самом парке, так и непосредственно в городе.

Раньше возле эстрады возвышался памятник-бюст поэту на высокой стеле (автор – петербуржец Г. Каттельбергер). В годы революционной смуты бюст убрали. В 30-е гг. ХХ столетия на одной из аллей парка был сооружен памятник А. С. Пушкину в стиле соцреализма. Поэт с вытянутой вперед рукой как бы встречал нас на этой аллее. С течением времени погодные катаклизмы разрушили железобетон, из которого был сооружен монумент, и однажды он просто исчез. В 1977 году московскому автору Е. Ф. Белашовой был заказан оплечный пушкинский бюст из бронзы. Теперь эта работа украшает центральную аллею, ведущую к эстраде. Еще один этап увековечивания поэта связан с созданием памятника саранским скульптором Н. М. Филатовым (открыт в 2003 г. на Парковом спуске).

Теперь обратимся к главному вопросу: был или не был А. С. Пушкин в Саранске? Это вторая линия истории саранской «пушкинианы». Вопросы, которые ранее пытались выяснить краеведы и литературоведы, остаются актуальными и сегодня: заезжал ли поэт в Саранск либо в пригороды по пути в Большое Болдино; навещал ли кого-то из друзей.

Одним из радетелей мордовской «пушкинианы» был известный краевед и литературовед, профессор И. Д. Воронин. Почему А. С. Пушкин? И. Д. Воронин хотел добавить новый пласт, связанный с родным краем. Профессор собрал большое количество устных и письменных источников о самом поэте, о возможном его пребывании в мордовском крае (проездом), о нитях Араповско-Ланского клана в Ковылкинском районе республики и др. Но «Мордовской пушкиниане» (а именно так мыслил назвать свой труд Воронин) не суждено было осуществиться. Остались архивы, выстраданный план и надежда, что потомки закончат начатые им изыскания.

Создана современная саранская «пушкиниана» (и это третья линия), в которой скульптурное пространство поэта и модели его образов в городе дополняются цепочкой символических мест: улица Пушкина, жилые комплексы («Пушкин» и «Онегин»), Национальная библиотека им. А. С. Пушкина, Пушкинский парк… Все объекты автономные, но выстроены в определенной пушкинской хронотопии Саранска и находятся в состоянии непрерывного диалога в городском пространстве и между собой. Данная ситуация пушкинских символов создала к тому же смысловые акценты в целом в культурном тексте города, а также обозначила зримо жизнесмыслы нашего бытия.

Особо следует отметить комплекс сказочных героев А. С. Пушкина в парке, которые на фоне стелы с бюстом самого поэта образовали своеобразную модель понимания Пушкина с детского возраста. Скульптор Н. М. Филатов сумел с большим вкусом вписать свою сказочную скульптурную «пушкиниану».

Безусловно, объединить в одном сознании неповторимые свойства и качества живой культуры (творчество поэта и его духовное назначение) практически невозможно. И эту функцию в Саранске «берет на себя и сам поэт» в среде читателей и творческие составляющие пушкинской «концептосферы» – зримые очертания памятников, символов, знаков, наименований, праздников, наконец, его поэзия и, конечно, безграничная любовь саранских жителей к творчеству российского гения.

 

Информация подготовлена на основе статьи Н. И. Ворониной «Саранская «пушкиниана» от XIX к XXI в.» (журнал «Центр и периферия», 2018 год, № 4).