Прекрасное в мире растет безмерно…
Д. Лихачев
Когда едешь из Пскова в Пушкинские Горы по ровной и унылой местности, никак не ожидаешь, что попадешь в край необычайной красоты. Красота как бы вздымает местность отлогими холмами, разливается озерами – Маленец, Кучане, течет Соротью, окружает их вековыми рощами – и не быть здесь Михайловскому, Тригорскому, Петровскому просто невозможно. Поэзия как гигантская сила, добрая и человечная, возвеличивает эти пушкинские места, омывает их и освящает.
Прекрасное в мире растет безмерно, когда мы осознаем, какие поэтические произведения связаны с теми или иными местами, домами, садами, свидетелями чего они являлись… И это не субъективное ощущение. Поэзия – реальность ничуть не меньшая, чем все памятники, которые мы видим в любом из пушкинских мест – Москве, Петербурге, Болдине или Михайловском. Поэтические памятники той или иной местности позволяют лучше понять поэзию, а поэзия, в свою очередь, умножает, учетверяет красоту родных нам мест.
Именно учетверяет, ибо прошлое, особенно поэтическое прошлое, – это четвертое измерение видимого нами мира. Минувшее объемлет нас в пушкинских местах, и кажется, что только вчера бродил здесь Пушкин. Поднимаясь на холмы и городища, мы встречаемся с Пушкиным и с русской историей, следя за извивами течения Сороти и гладью озер, мы угадываем в них отражение Пушкина…
Пушкин удивительно остро чувствовал дух той местности, где он писал, и очень точно передавал его в своих произведениях. «Заповедник» – это заповедный край. Это не край запретов – это край, где мы получаем заповеди любви, дружбы, веселости, встречаемся с Пушкиным, с тем, что он нам заповедал. Поэзия Пушкина мудра, каждое слово в его стихах требует раздумий.
Книгу «Под вашу сень, Михайловские рощи» вы можете взять для прочтения в отделе абонемента Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина.