Женские лица в русской истории обычно неясно проступают в легендах и сказаниях, но трагическая судьба Ксении Годуновой выделяется своей осязаемостью. Она отражена в летописях и в записках соотечественников, а также в дневниках и воспоминаниях иностранцев, посетивших Московию в бурные годы Смутного времени.
Собрав воедино все эти воспоминания о Ксении, вырисовывается портрет царской дочери. Но перед тем как начать рассматривать его, обратимся к её родителям.
Начнем с того, что народная молва жестоко относилась в ту пору к Борису Годунову. Мнение о нём как об убийце царевича Дмитрия – малолетнего сына Ивана Грозного – было единодушным. Жену Годунова Марию Григорьевну, дочь свирепого опричника царя Ивана IV Малюты Скуратова, ненавидели и боялись еще больше. Поэтому, когда только Василий Шуйский по требованию Лжедмитрия I, на лобном месте подтвердил, что Годунов убийца царевича Дмитрия, толпа сразу же ворвалась в Кремль, где на троне сидел новый царь Фёдор Борисович Годунов. Его стащили с престола и вместе с матерью, вдовой Бориса, и сестрой Ксенией на водовозных клячах перевезли в старый годуновский дом.
Здесь и решилась судьба семейства: на глазах Ксении мать и брат были удавлены, а жизнь Ксении была сохранена, так как Лжедмитрий I был наслышан о её красоте и велел оставить её в живых, «дабы ему лепоты ея насладитися». Известный писатель XVII века И. М. Катырев-Ростовский оставил в своей «Повести» (1626) выразительное описание её внешности: «Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюдного домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна. Червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся… бровями союзна, телом изобилна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черные, велики, ака трубы, по плещам лежаху».
Известно также, что Ксения кроме красоты была и прекрасно образована. Годунов дал хорошее образование своим детям по тому времени. Например, сыном Фёдором была вычерчена карта московского государства, а Ксения владела несколькими иностранными языками, была очень музыкальна, начитана и была одной из лучших мастериц XVII века. Её работы сохранились по сей день и находятся в Троице-Сергиевой лавре.
Могла ли предположить Ксения, какой горький и скорбный удел ждет её? Через три года Лжедмитрий I, короновавшись на московский престол, сделает её своей наложницей. Около полугода он держал её подле себя, а потом по настоянию отца Марины Мнишек сослал в дальний Воскресенский Горицкий монастырь на берегу Шексны, где была она пострижена в монахини под именем Ольга.
Судьба кидала её из стороны в сторону. После падения Лжедмитрия I на престол взошел Василий Шуйский, который проявил великодушие к самой Ксении и памяти её родителей. Останки Годуновых были похоронены по царскому чину в Троице-Сергиевом монастыре, здесь же и поселилась сама Ксения. Но испытания и беды продолжались, в
этом монастыре Ксения Годунова пережила жестокую осаду Лжедмитрия II, которая длилась полтора года. Сохранилось даже письмо Ксении, в котором она описывала все ужасы этой осады. Потом она какое то время жила в Новодевичьем монастыре, который тоже был разграблен Лжедмитрием II, и лишь с воцарением в 1613 году первого Романова – Михаила Фёдоровича монахиня Ольга (Ксения) окончательно поселилась в суздальском Покровском монастыре, где и скончалась в возрасте 41 года.
Личная её безвинность, напрасность её страданий трогали и вызывали сочувствие. Современники считали, что несчастья настигали Ксению Годунову за грехи её близких. Взять хотя бы её деда – Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского, который был главой опричного террора при Иване Грозном. По приказу царя он собственными руками задушил митрополита Филиппа, который бесстрашно принародно выступил против кровожадных казней Ивана Грозного.
Да, стоит задуматься…