14 июня исполняется 185 лет со дня рождения пианиста мирового класса, талантливого дирижера, педагога, основателя Московской консерватории Николая Григорьевича Рубинштейна.
Центрами русской музыкальной культуры многие годы остаются Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского и Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Появление этих учреждений, а с ними и профессионального музыкального образования в России стало возможно благодаря талантам братьев Рубинштейнов, Антона и Николая. И, если имя Антона Григорьевича Рубинштейна широко известно (чему во многом способствуют многочисленные творения на композиторском поприще), то имя Николая Григорьевича Рубинштейна незаслуженно находится в тени славы его знаменитого брата.
Н. Г. Рубинштейн родился в Москве 14 июня 1835 г. в той части города, которая и ныне именуется Замоскворечьем, в семье мелкого фабриканта. Семья Рубинштейнов перебралась в Москву из приднестровского села Выхватинец за три года до рождения Николая. В Москве, в доме родителей, он получил первые музыкальные впечатления. Здесь же начал обучаться фортепианной игре – сначала у матери, затем у Франца Гебеля, а несколько позже – у А. И. Виллуана. В ноябре 1843 г. мальчик впервые выступил в качестве пианиста-вундеркинда.
Однако образование Николай Рубинштейн получил юридическое, закончив в 1855 г. юридический факультет Московского университета, которому, по его словам, обязан «всем своим умственным развитием». В Москве же в годы студенчества, совсем еще юнцом он вошел в литературно-артистический кружок А. Н. Островского и А. А. Григорьева, где царил всепоглощающий интерес к различным сторонам русской культуры.
Позднее, сгруппировав вокруг себя московских музыкантов и добившись ценой огромных усилий от купцов-меценатов денежной помощи, Рубинштейн сумел учредить Московское отделение Русского музыкального общества. Деятельность Общества во многом преобразила музыкальную жизнь города, благодаря двум фундаментальным нововведениям – устройству регулярных симфонических (а вскоре и камерных) концертов и учреждению музыкальных классов, из которых выросла в 1866 г. Московская консерватория.
Все московские симфонические концерты Общества проходили под управлением Н. Рубинштейна. Дирижерский талант его был блистательным. Современники писали о могучем, властном и уверенном взмахе рубинштейновской руки, о ясности, прозрачности и одновременно огненности трактовок, о сочетании увлеченности и самообладания. За два с лишним десятка лет дирижерской деятельности Николай Григорьевич в одном только Московском отделении РМО провел около 260 симфонических собраний, где наряду с западной широко звучала русская музыка прошлого и настоящего.
Московская консерватория – её учреждение и умнейшее руководство ею – еще один из «почти легендарных подвигов» Николая Григорьевича. Как директор консерватории, наиважнейшей своей заботой Н. Рубинштейн считал формирование педагогического состава. В этой связи в первую очередь нужно упомянуть имя П. И. Чайковского, приглашенного в Московскую консерваторию именно Николаем Григорьевичем. Рубинштейн оказался провидцем, первым оценив масштаб дарования и личности Чайковского в годы, когда композиторские достижения его были еще впереди. В этот период своей жизни Николай Григорьевич был первым – и, по словам Чайковского, наилучшим – исполнителем его симфонических и фортепианных произведений и что ему, Рубинштейну, принадлежит заслуга первой постановки оперы «Евгения Онегина».
Сольные концерты, которые Н. Рубинштейн-пианист ежегодно давал в Москве, его нередкие выступления в качестве солиста и ансамблиста в симфонических и камерных собраниях Русского музыкального общества, служили для москвичей эталоном высокого исполнительского искусства и придавали, по отзывам слушателей, свой неповторимый колорит всей московской музыкальной жизни.
Как артист Николай Рубинштейн полностью сформировался в России, опираясь на традиции отечественной, и в частности московской, художественной культуры. Он впитал в себя высокие требования, которые предъявляли к искусству прогрессивные деятели русской культуры – правдивость, естественность, простоту, общительность в музыке – интонационно выразительную распевность.
В 70-годы, в период расцвета фортепианного искусства Николая Григорьевича, наиболее чуткие из русских музыкантов – среди них Чайковский, Бородин, Кюи, Ларош, Кашкин, Геника – не только считали и Антона и Николая Рубинштейнов равновеликими титанами, которые «как бы взаимно дополняют друг друга», но и поровну делили симпатии к искусству того и другого.
Велик вклад Николая Рубинштейна и в русскую фортепианную педагогику. Через 20 лет после его смерти Э. Зауэр, в те годы один из виднейших пианистов мира, писал: «Я утверждаю, что как педагог Николай Рубинштейн не имел себе равных».
За полтора десятка лет преподавания в консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн подготовил немалое число деятелей музыкальной культуры. Одни из них стали концертирующими пианистами, другие – педагогами, третьи – теоретиками и фольклористами. Из этой плеяды должны быть выделены три наиболее яркие музыкальные индивидуальности – С. И. Танеев, А. И. Зилоти, Э. Зауэр.
Скончался Н. Рубинштейн в Париже 23 марта 1881 г. Городской совет выделил на перевозку и погребение тела Н. Г. Рубинштейна необходимую сумму. За братом в Париж поехал Антон Рубинштейн. Проводить своего кумира в последний путь собралась практически вся Москва. В знак траура, в день похорон, в Москве были зажжены уличные фонари. Похоронен был великий музыкант на московском Новодевичьем кладбище.
После смерти Н. Г. Рубинштейна П. И. Юргенсон издал альбом с его фортепианными сочинениями, П. И. Чайковский посвятил ему трио «Памяти великого
артиста», С. И. Танеев – кантату «Иоанн Дамаскин». Вплоть до революции в первое после 11 марта воскресенье (дата смерти по старому стилю) в ресторане Арбат будут проходить «Рубинштейновские обеды», на которые собирались многие выдающиеся музыканты, чтобы почтить память Николая Григорьевича. Жаль, но в советское время имя Николая Григорьевича будет надолго забыто.
В современной России память о Н. Рубинштейне только начинает возвращаться. Имя Н. Г. Рубинштейна носит Детская школа искусств в Москве. С 1999 г. там же открыта Мемориальная комната Рубинштейна. 19 декабря каждого года, в День именин святого Николая в Школе проходит концерт, посвященный Николаю Григорьевичу. С 1912 г., с перерывами, существует Музей имени Н. Г. Рубинштейна при МГК им. П. И. Чайковского. В 2007 и 2013 годах Московской консерваторией проводился Международный конкурс камерных ансамблей и струнных квартетов имени Рубинштейна. Николай Григорьевич был блистательным участником камерно-ансамблевых выступлений. Его обширные музыкальные знания и потрясающий талант позволяли давать полную свободу в выборе произведений приезжим артистам, с которыми ему предстояло играть в квартетах. Неудивительно, что именно этот конкурс по праву именуется Рубинштейновским.