Ученики и последователи называли Фёдора Ивановича Буслаева (1818–1897) вторым Ломоносовым в области языка и словесности, учителем нескольких поколений. Уже полтора века филологи, искусствоведы, фольклористы, этнографы обращаются к книгам и статьям Ф. И. Буслаева. Немногие научные труды отличаются таким долголетием.
Идеи о родстве языков и о том, что на основе современного состояния можно реконструировать язык далеких предков, оказали огромное влияние на европейскую гуманитарную науку XIX в. Ф. И. Буслаев до конца своей научной деятельности остался приверженцем этой идеи и сравнительно-исторического метода языкознания.
В 1844 году он выпустил книгу «О преподавании отечественного языка», в которой на основе собственного опыта провозгласил необходимость сравнительно-исторического изучения русского языка после усвоения основных его правил. После смерти Ф. И. Буслаева его ученик профессор Евгений Фёдорович Будде сказал: «…Буслаев вдохнул живую душу в преподавание и преподавателей современного русского языка. Вся грамотная Россия добровольно признала в Ф. И. Буслаеве своего учителя по предмету отечественного языка».
Не менее блестящую судьбу имел его «Опыт исторической грамматики русского языка». Ф. И. Буслаев первым обратил внимание на русские говоры. При жизни автора этот учебник переиздавался пять раз. Название этого труда дало имя филологической дисциплине. И сейчас историки русского языка изучают историческую грамматику, диалектологию и историю литературного языка. Учебниками Буслаева («Учебник русской грамматики», «Русская хрестоматия для средней школы») пользовались вплоть до революции 1917 г.
Во всех своих трудах Фёдор Иванович придерживался того, что «история языка неотделима от истории его носителей». А после того, как вышел его сборник «Исторические очерки русской народной словесности и искусства», куда вошли статьи о русском эпосе, поэзии XVII в., древнерусской литературе, искусство средневековой Руси перестали рассматривать как слияние различных древних искусств (монгольского, персидского, китайского и др.). В 70-е годы он обратился к изучению иконографии, книжного орнамента, тем самым пытаясь охватить весь комплекс явлений древнерусской культуры. Учениками Буслаева считали себя не только филологи, но и историки древнерусского искусства.
Ф. И. Буслаев считал, что история языка неотделима от истории культуры и пытался охватить весь комплекс явлений древнерусской культуры. Почти во всех областях, в которых ему приходилось работать, он оказался классиком.