«Меня невозможно обидеть. Я в Бога верю и всех людей люблю»;
«Моя была бы воля, я бы только детей и признавал за людей. Как человек перешагнул за детский возраст, так ему камень на шею да в воду. Потому что каждый взрослый человек почти сплошь – мерзавец»;
«Но что может вас защитить против дурака? Никогда в предыдущую минуту вы не знаете, что он выкинет в последующую. Упадет ли он вам с крыши на голову, бросится ли под ноги, укусит ли вас или заключит в объятия… – кто проникнет в тайны темной дурацкой психики?»;
«О, на вашем общем фоне не трудно выделиться.
– Цинизмом?
– Умом».
27 марта мы вспоминаем Аркадия Тимофеевича Аверченко (1880/1881–1925), известного писателя-юмориста, драматурга, театрального критика. Его называли «королем смеха», российским Марком Твеном и О. Генри.
Его произведения отличали легкий слог и острая, но беззлобная сатира. О самых печальных сторонах жизни человека он говорил с иронией. Аркадий Аверченко, человек, сумевший рассмешить Россию, обладал легким и веселым характером, что достаточно необычно для юмориста. Никогда не был женат, хотя имел множество романов с актрисами.
Жизнь писателя оборвалась очень рано, но и прожитых лет хватило, чтобы стать одним из лучших юмористических писателей России.
Он очень тонко подмечал нелепые и смешные ситуации, которые потом излагал на бумаге с присущей ему остротой и едкостью. Аверченко приняли на работу в журнал «Стрекоза» в качестве секретаря. В 1908 г. издание преобразовалось и стало еженедельником под названием «Сатирикон», представляющим собой уникальную трибуну сатиры. Вначале Аркадий был просто постоянным автором этого издания, но достаточно скоро оказался в кресле главного редактора. Интересно то, что это издание вызывало живой интерес императора Николая II, он не пропускал ни одного номера, даже собирал все подшивки.
Перемены в биографии сатирика начались после Октябрьской революции. От привычного благополучия не осталось и следа, по приказу большевиков издание Аверченко закрыли, как неблагонадежное и буржуазное. Писателю ничего не оставалось, как покинуть столицу и уехать в родной Севастополь, где он жил на протяжении двух лет. В 1920 г. Аркадий Аверченко отправился в эмиграцию и на родину больше не вернулся.
Произведения Аверченко 20-х годов – это своеобразное осмысление революции, её последствий, разрушительно сказавшихся на судьбах эмигрантов, которые пытаются приспособиться к новым реалиям, ищут и порой так и не находят новый смысл жизни и надежную опору. Последние годы жизни сатирика прошли в Чехии.
Сатирика не стало 12 марта 1925 года, он умер от всё той же, затянувшейся болезни. Местом последнего приюта Аркадия Аверченко стало православное кладбище в Праге, где нашли свой покой множество видных деятелей русской эмиграции первой волны.