Научное мировоззрение, проникнутое естествознанием
и математикой, есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего.
В. И. Вернадский
Владимир Иванович Вернадский – русский и советский естествоиспытатель, мыслитель, общественный деятель, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии, учения о живом веществе и биосфере, о переходе биосферы в ноосферу, ученый-энциклопедист, глубоко интересовавшийся философией, историей религий и общественными науками. С его именем связано не одно достижение в области науки.
Вернадский – создатель науки биогеохимии. Это раздел геохимии, изучающий химический состав живого вещества и геохимические процессы, протекающие в биосфере Земли при участии живых организмов. Под руководством Владимира Ивановича была создана первая биогеохимическая лаборатория. Сейчас она носит название Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН.
Открытие В. И. Вернадским новой планетарной целостности – «живого вещества» – одно из величайших открытий XX века. Многие ученые до В. И. Вернадского тоже видели, изучали, многократно описывали едва ли не каждого из основных представителей живого вещества: и животных, и растений, и микробов, и самого человека. Но нужен был могучий ум, огромная эрудиция и тончайшая интуиция В. И. Вернадского, чтобы за неисчислимым многообразием отдельных живых существ увидеть их единство, их структурную и функциональную взаимосвязь, понять их как монолитное целое, как движущую силу биосферы.
Учение естествоиспытателя о живом веществе имеет самостоятельную научную ценность, оно вошло в золотой фонд науки. Но живому веществу требовалась среда для его развития. Такой «средой жизни», включающей саму жизнь, и стала открытая ученым биосфера. Один из важнейших трудов Вернадского – монография о биосфере и ноосфере (1941–1944).
С первых шагов на научном поприще ученый зарекомендовал себя как широко мыслящий естествоиспытатель. Он старался интегрировать различные сферы человеческого знания, создать крупные естественнонаучные и мировоззренческие концепции. Это привлекало к нему многих других ученых, что позволило создать мощные научные школы мирового значения.